Поняла, что как-то сильно отстаю по программе профпереподготовки. Прошла тест по русскому и культуре речи. В основном сама, но проверяла себя по решебнику. Пролистываю возрастную психологию. Читаю о важности такого, сякого, этакого и прочего всестороннего развития. Чувствую себя дерьмовой матерью, но натыкаюсь на следующее:
Согласно теории созревания Гезелла, существует врожденная тенденция
к оптимальному развитию: «Врожденная тенденция к оптимальному развитию
настолько неискоренима, что ребенок полной горстью черпает все, что он
находит полезного кругом себя, и страдает в гораздо меньшей степени, чем
можно было бы ожидать, от нашего невежества».

Немножко легчает.

---
Ещё цитат.

Бюлер считал, что фазы детства нужно определять по интересам и успехам в
развитии. Некоторые выделяемые Бюлером эпохи: шимпанзеподобный возраст;
стадия вопросов о названиях предметов; стадия вопросов «почему»; возраст
сказок; возраст Робинзона и др. Фазы детства Бюлер рассматривал как
биологические фазы развития; относительное, свойственное ребенку
определенной эпохи и определенной социальной среды приравнивалось к
абсолютному, всеобщему, необходимому закону развития.

К середине 70-х гг. XX в. было заявлено, что психология развития не должна быть «наукой о
странном поведении детей в странных ситуациях взаимодействия со странными
взрослыми на протяжении как можно более коротких промежутков времени»

Жан Пиаже: Спор, представляющий собой не просто столкновение утверждений, а обмен точками
зрения, сопровождающийся заинтересованностью сторон во взаимном
понимании и разъяснениями, возникает лишь к 7—8 годам.

Одна из первых периодизаций принадлежит III. Бюлер, которая
выделила пять фаз развития взрослого человека на основании
осуществления самоопределения.
— Первая фаза (16 — 20 лет) — предшествует собственному
самоопределению.
— Вторая фаза (с 16 — 20 лет до 25 — 30 лет) — фаза проб и поиска
(профессии, спутника жизни и т.п.). Жизненные цели часто
нереалистичны и подвержены изменениям.
— Третья фаза (с 25—30 до 45—50 лет) — пора зрелости: человек
находит свое дело в жизни, обзаводится семьей. Субъективно этот возраст
переживается как апогей жизни, желания становятся реалистичными, оценки
трезвыми. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой
отражаются результаты жизненного пути как целого.
— Четвертая фаза (с 45 — 50 до 65 — 70 лет) — стареющий человек:
завершение профессиональной деятельности, исчезновение активного
самоопределения и постановки целей.
— Пятая фаза (старше 70 лет) — старый человек: обращение к прошлому
и желание покоя

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от
17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен
справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития:
1) увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные фантазии
и совершенно недостижимые цели, а также и полное отсутствие
мечты не способствуют росту;
2) найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений
родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;
3) выстроить себе карьеру;
4) наладить интимные отношения, установив их с ≪особенной
женщиной≫ (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во взрослый
мир, которая будет поощрять его надежды, терпеть его зависимое поведение
и другие недостатки, способствовать осуществлению мечты,
заставляя партнера почувствовать себя героем.
Переходные периоды, по Левинсону